Привожу російськомовну статтю:
- Маугли из хорошей семьи. О современном воспитании детей | +
- Когда я была маленькой, на дворе была советская власть. Родители у всех работали - по-другому было нельзя. Поэтому, когда я пошла в школу, мне повесили на шею ключ от квартиры - чтоб не потеряла. После школы я приходила домой, разогревала еду, планировала свой день - что сначала - погулять или сделать уроки? Большинство жило также.
В то время мы были поставлены в условия, в которых вынуждены были становиться самостоятельными. Лет с 10, если мне или моим приятелям нужно было что-то из школьных принадлежностей, мы ехали в Детский мир. Искомое можно было найти и ближе, но нам нравилось ездить по Москве, нравился большой магазин. Это было - приключение!
Годам к 15 девочки и мальчики моего круга умели готовить, ходить в магазин, убирать квартиру, распределять время, силы и деньги.
Сейчас все изменилось. Если у женщины есть возможность - сиди дома, занимайся хозяйством и детьми. Следуя простой логике, ребенок, которым много занимаются, должен быть более развитым, более здоровым, более успешным.
Я работаю с группами 17 лет. Психотерапевтическая группа - срез общества и его проблем. Сегодня я с ужасом наблюдаю, как катастрофически растет число неприспособленных к жизни людей.
По моим профессиональным наблюдениям, характерные черты семьи, пополняющей ряды маугли: Приличные люди. В большинстве полная семья. Не пьют, не дерутся. Крайне озабочены дать детям хорошее образование.[/u]
Достаток и уровень культуры - самые разнообразные.
Вот несколько типичных примеров маугли, которые я имела возможность длительное время наблюдать. (Все имена изменены).
Витя из обеспеченной семьи. Говорит на двух языках. Жизнь видит из окна машины. Полное отсутствие элементарных навыков и умений. Работоспособность низкая, потребность в развитии нулевая. У Вити проблема одна, но большая: его никто не любит, даже в его кругу. Потому что Витя злой, подлый и трусливый. Свою неприспособленность он компенсирует, делая окружающим гадости. Под амбициями и высокомерием - страх перед жизнью.
Олечка из среднего класса. Оканчивает институт. Всю жизнь Олечку водят на коротком поводке. За нее решают - где учиться, с кем дружить.Несмотря на сплошные пятерки, у Олечки будут большие проблемы с трудоустройством. Олечка необщительна, тревожна, обидчива, ранима - в любом коллективе ей будет плохо. К тому же у Олечки отсутствует живой интерес к своей будущей профессии. Она знает только то, что требует институтская программа.
У нее дружная, любящая семья, которая живет ради Олечки. А окруженная любовью Олечка живет в постоянном страхе. Перед любыми элементарными действиями, перед людьми, перед жизнью.
Сережа вспоминает: "Меня постоянно проверяли - уроки, или пододел ли я теплое белье, или что я читаю. К 20 годам все, что я умел, это варить суп из пакетика и пельмени. После института должен был немедленно ехать домой. Я знал, что спорить с мамой бесполезно, лучше не связываться, будет скандал. Что я испытывал по отношению к маме? Привязанность. Зависимость. Беспомощность. Я как будто был связан по рукам и ногам".
Лена, преподаватель ВУЗа. У Лены трое детей, старшему 18, младшему 10. Типичные маугли - тревожные, эгоцентричные, не умеющие себя элементарно обслуживать, плохо ориентирующиеся в окружающем мире. Лена жалуется мне, что за выходные страшно устает. Надо приготовить, погладить, постирать, проверить уроки, пуговицы пришить... На мой вопрос, почему они сами не могут пришить себе пуговицу, и надо ли проверять уроки, Лена смотрит на меня с изумлением. А на мое предложение научить их самостоятельно варить суп, Лена чуть не падает в обморок. "Они же учатся!" - говорит Лена с молитвенным выражением лица.
Сегодня любящие родители перебинтовывают волю своих детей. Любовью.
По всем законам мироздания человек должен покинуть "гнездо" и построить свою жизнь. Поэтому еще в 13-14 лет подросток начинает формировать свои ценности и убеждения, отношение к миру, к людям, к жизни. Именно в этом возрасте начинают развиваться высшие эмоции - сопереживание, ответственность, милосердие, достоинство, благородство... Подросток учится дружить, учится любить. Без этого он не сможет стать личностью. Без этого он не сможет стать человеком.
Аксиома: чем самостоятельнее человек, тем более он уверен в себе, тем ему комфортнее в окружающем мире. А любящие родственники старательно делают ребенка непригодным для жизни: оберегая, не пуская, ограждая...
Что они хотят получить в результате? Образованного, здорового, уверенного в себе, крепко стоящего на ногах... при этом абсолютно послушного родительской воле! Да не бывает так!! Послушный чужой воле не может быть уверенным в себе. Потому что только когда человек сам решил, выбрал, добился, заработал, построил, создал, - он чувствует себя полноценным. А его лишают этого самого драгоценного чувства.
К чему же детей готовят? К жизни? Где, какой?
Да, большой город таит в себе массу искушений и опасностей. А большой мир еще опаснее. Значит, чем более опасна среда, тем более приспособленным к ней должен быть человек.
Когда я в достаточно позднем возрасте училась водить машину, я нашла инструктора "на подкатку". Это когда права уже есть, а навыков езды в большом городе еще нет. Инструктор отрабатывал со мной вождение в сложных условиях. Мы пробирались через кошмарные пробки, поднимались по ледяным горкам, преодолевали заносы, парковались в центре города, где каждый сантиметр имеет значение. Он учил меня быстро реагировать на малейшие изменения на дороге, при этом вести себя умно, спокойно и с достоинством. Дорогу можно сравнить с Жизнью - она бывает опасной и непредсказуемой. И научиться преодолевать испытания, можно только... преодолевая испытания.
Так что происходит?
У любого явления есть корни. И если в семье дети плохо адаптированы к жизни, значит это кому-нибудь нужно. Чтобы понять кому и зачем, нам придется залезть в глубины человеческой психики.
Когда у человека есть дело, в которое он вкладывает силы, время, душу и сердце, о таких людях говорят, что в их жизни есть смысл. Наверное, всем бы хотелось найти Смысл своего существования. И тут нам на помощь приходит многовековой стереотип, который гласит, что главное "дело жизни" для женщины это семья.
Хочет ли кто-нибудь из нас лишиться Дела своей жизни? Если у человека интересная ему профессия, это ему не грозит. Невозможно вылечить всех больных, построить все дома, сделать все открытия в своей области... В семье же происходит парадоксальная вещь. Чем грамотнее женщина будет воспитывать детей, чем быстрее они встанут на ноги, тем быстрее она... потеряет Дело Жизни! Потому что выросшим, самостоятельным детям она не нужна.
Помимо этого мамы компенсируют за счет своих детей личные проблемы. Чаще всего, это глубокое внутреннее одиночество, (даже при наличии полного состава родственников). Потому что настоящей душевной близости в этой семье нет. А любви и тепла хочется. И ребенок становится объектом этой любви. Он уже не самоценная личность, он безликий символ. Поэтому, женщина, для которой смысл ее жизни в детях, подсознательно будет делать все, чтобы привязать к себе ребенка. Болезни у таких детей не вылечиваются, а если он здоров, то делается все, чтобы он стал беспомощным и зависимым. При этом выглядит так, будто мама пожертвовала всем на свете ради детей. Хотя как раз дети и являются жертвами. Кто же хочет потерять Смысл Жизни!?
Созданием маугли активно занимается и старшее поколение. В свое время они были лишены возможности сидеть со своими детьми, и теперь "отыгрываются" на внуках. Мужчины в семьях маугли в воспитании играют второстепенную роль. Их вполне устраивает, что женщина направляет всю энергию на ребенка, (иначе она взялась бы за него). Им выгодно думать, что женщины от природы обладают особой мудростью в воспитании детей.
Многолетний опыт общения с маугли и их родственниками помог мне составить для желающих.
Руководство по созданию маугли:
Не включайте ребенка в дела семьи. Не нагружайте его домашними заботами. Ребенок не должен знать, что трудности или проблемы существуют, откуда берутся деньги, и с какой стороны подходить к плите.
Не пускайте никуда, кроме учебного заведения. Как можно чаще рассказывайте страшные истории из жизни большого города. Исподволь внушайте ему идею опасности окружающего мира.
Строго контролируйте обучение и каждый шаг ребенка (неважно, 4 года ему или 40 лет). Проверяйте, что ваш ребенок читает. Прослушивайте телефонные звонки. Обнюхивайте его. Проверяйте карманы. Найдите тюремного надзирателя на пенсии, пусть он научит вас делать настоящий тюремный шмон.
Ограждайте от самостоятельных поступков, мыслей, чувств. У ребенка не должно быть своего мнения. А также собственных желаний, интересов и увлечений. Душите их на корню. Вообще, определять: кем быть, с кем жить, как тратить деньги, когда заводить детей и т.д. - все это совсем не личное дело молодых людей. Это дело их родственников!
Говорить в семье следует только об учебе. Хорошая учеба это знак качества ребенка. Проявляйте абсолютное равнодушие к любым переживаниям ребенка, если они не касаются учебы. Не допускайте душевной близости. Реплика: "Какой ужас!" и ваш скорбный вид отучат делиться своими чувствами кого бы то ни было.
Нельзя забывать и о сексуальном воспитании. Когда в телевизоре целуются, возмущенно повторяйте: "Какая мерзость". Найдите книги по венерическим заболеваниям и показывайте ребенку на ночь цветные картинки.
Никогда не ругайтесь и не кричите. Это может вызвать протест. Уничтожать личность надо мягко, нежно и последовательно.
Станьте для вашего ребенка самым главным человеком на земле. Замените собой весь мир. Разве кто-нибудь будет любить и понимать вашего ребенка, так как вы? Вы его породили, вы его и...
Если вы будете следовать хотя бы половине этих советов, результат гарантирован. Вы получите в свое полное распоряжение отличного маугли: неприспособленного, эгоцентричного, беспомощного, несчастного. Потому что счастливыми маугли не бывают.
Пока готовилась эта статья, мне позвонила очередная мама и попросила записать в группу ее 27-летнего сына. Окончил институт, но не работает, безответственный, инфантильный+ Мамин поток ругательств в адрес сына я прервала. Объяснила, что на психотерапию заочно не записывают, что люди идут туда сознательно и добровольно. Сами. "Как это сами?" - удивилась мама.
Автор Е.П. Белякова Сайт: http://www.a-s-t.ru