mari » 01 травня 2013, 16:26
ПРАКТИЧЕСКОЕ АППЕТИТНОЕ РЕБЕНКОВЕДЕНИЕ
Памятка - инструкция по восПИТАНИЮ детенка
Почему многих родителей волнует тема питания? Потому что еда – это одна из наших базовых потребностей. Потому что когда-то, когда наш ребенок был совсем карапузом, от того, как он ел, как прибавлял в весе - зависел вердикт докторов – здоров-не здоров. Потому что наше подсознание знает – что отношение к еде – это отношение к жизни. Потому что…. в нашем родительском детстве у наших мам-пап и бабушек-дедушек, возможно, переживших голодные времена, с едой было связанно много тревог – и тема еды была ОЧЕНЬ важна. Намного важнее, чем иногда, забота о наших чувствах. И, конечно, же потому что все мы хотим для своих разновозрастных деток самого лучшего :-)
- | +
- Когда-то давно на консультацию пришла мама с сыном со странным запросом: «загипнотизируйте его – он не есть мясо». Я, на удивление семейства, попросила сына показать мне свои зубы. И одновременно попросила маму, чтобы она провела языком по зубам своей верхней челюсти. Спросила ее:
– у вас есть клыки?
Она сказала – да, конечно. Еще какие.
- а как вы думаете, у вашего сына есть?
- ну а как же?
Мальчик обнажил верхние зубы – а клыков-то и нет. Абсолютно ровные зубки.
- как вы думаете, а зачем человеку клыки? Для того, чтобы рвать мясо. Видите, вегетарианство обусловлено у вашего сына природой. И если мы будем заставлять его есть мясо – мы будем идти против его природы.
Итак, у каждого из нас свои, иногда странные, физиологические настройки. Которые важно учитывать. И принимать.
Современное поколение деток, для которых придумано множество разных ненаучных, но очень красивых названий – обладают удивительной природной чувствительностью. В том числе и к продуктам, которые для них полезны и важны. И к количеству, и к режиму еды. Если мы не сбили эти изначальные настройки (редко они остаются в неприкосновенности до 7 лет), малыш чувствует что, как, когда и сколько ему есть. В моей практике была встреча с ребенком, который вдруг перестал кушать – только пил воду. Родители паниковали. Педиатры осматривали и с удивлением говорили – все в норме. Ребенок был бодр, активен, развивался, как положено малышу его возраста. Но не ел. Оказалось, что это было время Поста. (родители не придерживались традиций и вообще забыли о том, что тогда было «постное» существование). Ребенок выдержал свою часть Поста и очень мягко, как по книгам, вышел из голода.
Мы учимся доверять чувствительности ребенка, при этом внимательно наблюдая и контролируя его самочувствие вместе с докторами
Мы помним, что существуют природные ритмы. Понаблюдайте – во время фазы убывающей луны ребенок будет кушать меньше, во время фазы растущей луны – намного больше.
Я часто на семинарах рассказываю историю о том, как пыталась приучить своего сына к яблокам. :-) я же грамотная мама – я же знаю, что ребенка правильнее кормить продуктами, которые растут в наших широтах. И когда ребенок чего-то не ест, я же знаю, как можно привлечь его внимание к чему-то. :-) Например, мотивируя сынишку есть яблоки, я и кораблики делала, и шашлыки яблочные готовила, и фигурки разные вырезала – пока не оказалось, что у него аллергия на яблоки и вообще он их не переваривает :-)
Иногда ребенок не ест тех продуктов, которые не в состоянии переварить. Детки с ферментопатией поджелудочной железы могут отказываться от овощей и фруктов. Они просто не переваривают растительную клетчатку.
Детки с дисбалансом той же поджелудочной железы и желчного пузыря – могут не есть в любом виде укропа или различн специй. Что удивляет и иногда злит родителей.
Дети с гипер-обонятельной чувствительностью могут определять продукты – носом – и отказываться от продуктов, которые для нас-взрослых совершенно адекватно пахнут, со словами – «воняет. Не буду». Поверьте, это не каприз. Обонятельная сверхчувствительность – это один из признаков ярко-проявленных интуитивных способностей. Когда-то в наше древнее еще животное прошлое, обонятельный анализатор у нас появился первым – и служил для нашей животной безопасности. и многие до сих пор так активно им и пользуются . (сверх-обонятельная чувствительность тоже, кстати, говорит о такой же чувствительности поджелужочной железы)
Если наш ребенок есть только макароны, сладости и всевозможные булки и плюшки – т.е. быстрые углеводы – все при том же - при дисбалансе поджелудочной железы. (много пишу именно о поджелудочной железе – современное поколение детей иногда так и называют поколение «поджелудочной железы» из-за все учащающихся сложностей с ней.) Такой ребенок может быть суетлив и тревожен. Часто ему ставят модный диагноз СДВГ. Ему часто не хватает заземления-устойчивости. Часто может упираться стопами в родителей или забрасывать на них ноги, когда укладывается спать, может драться и топать ножками. С таким ребенком:
1. укрепляем поджелудочную железу с педиатрами-гастроэнтерологами, гомеопатами, нутрициологами.
2. делаем все, что поможет ему быть в большем контакте с телом – любая физ-нагрузка-разгрузка. Ему хорошо прыгать на батуте (там упор на ножки). Танцевать, бегать и проч.
3. Занимаемся лепкой из глины-теста, рисованием на песке, делаем мешочек-подушку-куклу, набивая ее гречкой (на такой подушке полезно спать, ее можно обнимать, мять и проч :-)) .
4. Помним, кстати, что лечение СДВГ сопровождает диета с низким содержанием глюкозы. Заменяем химические сладости на растительные.
5. мы помним, что при гильминтозе (глистах) проявляются изменения пищевого поведения. Т.е. ребенок то кушает и кушает много, то жалуется на тошноту и вообще перестает есть.
+ ну и мы, конечно, помним, что то, что полезно и вкусно для нас, может быть не так полезно и так вкусно для ребенка.
Когда мой сын стал активно затягивать меня в Макдональдс и проч не оч планируемые мной места, я ему рассказала о древней теории еды.
О том, что еда бывает РЕЗОНИРУЮЩЕЙ и ЗОВУЩЕЙ. Зовущая еда - это та еда, которая манит нас из рекламы, которая привлекает нас только тогда, когда мы с ней в контакте – она нас зовет – ароматом, картинкой, видом у кого-то на тарелке, статусностью цены, красотой названия и проч. А резонирующая – это та еда, которую мы можем в этот момент и не видеть, она может быть совсем непривлекательна, она может быть совсем проста и однообразна. Но она в резонансе с нашим телом и она почему-то возникает перед глазами, если мы себе зададим вопрос – ЧТО СЕЙЧАС ДЛЯ МОЕГО ТЕЛА ПОЛЕЗНО?
Когда мы ребенку даем «взрослую» информацию о том, из чего состоит наше тело, о том, что ему нужны белки-жиры-углеводы, о том, что то- что, мы едим и как мы едим – превращается в то, как мы живем, о том, что есть резонирующая еда и зовущая еда – он учится брать ответственность за свой выбор. Это может сработать не сразу. Но отложится обязательно…. После этого разговора сын мне сказал… «да, я все понимаю… но сейчас так хочется чего-то «зовущего» :-) и мы договорились, что в макдональдс ходим раз в несколько месяцев. Время от времени я задаю ему вопрос – а что это съедобное сейчас у тебя в руках – зовущее или резонирующее?
Конечно, выбирая «правильные» продукты, мы не забываем о радости. И иногда так полезно и радостно съесть такую неполезную сладкую вату из нашего с вами детства :-)
НАШЕ ВЗРОСЛОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ
Для многих из нас еда напрямую связанна с проявлением любви. Такой себе – язык любви через кулинарную заботу. И когда наши близкие не кушают наши кулинарные творения, наше подсознание ошибочно интерпретирует – «он не ест, то, что я приготовила, значит меня не любит. Но я же так старалась. Если любит, то должен»… что будет чувствовать ребенок (муж, жена, внук), если внутри нас все это бродит? – вину. И из чувства вины он будет либо сопротивляться… либо кушать – но совсем не то, не когда и не столько -сколько ему сейчас нужно. Давайте будем стараться разделять еду, и то, что с ней связанно, и нашу человеческую нужность и самооценку.
Есть такой волшебный гормон окситоцин – гормон привязанности, нежности, отношений… успокоения и обезболивания, кстати. Так вот ученые выяснили, что он активно вырабатывается во время семейных трапез. Чем чаще вся семья собирается вместе за столом – тем крепче отношения, тем больше близости, тем больше ощущения безопасности, тем лучше кушают детки.
Еда – это базовая потребность любого здорового организма. Если человечек или взрослый человек чувствует себя в безопасности и здоров – он будет кушать.
Помним - Ребенок ест только там, где ему безопасно. И это, кстати, один из признаков адаптации к садику – если малыш начинает кушать и ходить в туалет в садике, даже если он нам говорит – «я туда не пойду» – и наше родительское сердце готово прекратить эксперимент с социализацией - адаптация уже свершилась :-)
Если ребенок не кушает – ищем причину в первую очередь либо в стрессе, либо в нездоровье.
После стресса ребенок либо набросится на еду, либо какое-то время есть не сможет. Важно: Помыть ручки-снять напряжение; положить на солнечное сплетение вашу теплую руку или бутылку с теплой водой; представить вместе с ребенком в солнечном сплетении - солнышко – теплое – желтое. Дать немного попить воды. (через 20 минут можно будет кушать)
Помните, мы уже говорили о чувствительности детей? Они безошибочно чувствуют все наши «эмоциональные кнопки». И нажимают на них регулярно. Задача – держать кнопку под осознанным контролем. КОМУ НУЖНО ЧТОБЫ РЕБЕНОК ПОЕЛ? Если это потребность и желание мамы, а не ребенка, то малыш маленький (после 9 мес) или Малыш взрослый – до ….лет начнет манипулировать темой еды. И спровоцирует маму на перекусы между приемами пищи, на то, чтобы купить те продукты, которые мама и не собиралась покупать, на то, чтобы во время еды поиграть наконец папиным телефоном, посмотреть побольше мультиков (пока мама быстро подносит ложки к маленькому рту), или собрать всю семью у стола для собственного увеселения….
Итак – если ребенок чувствует, что маму очень волнует тема еды – он обязательно будет с этим что-то делать. Стараемся всеми силами на протяжении недели выпустить из фокуса внимания «эту» тему. Или снизить ее важность. РЕБЕНОК САМ ДОЛЖЕН ЗАХОТЕТЬ КУШАТЬ. Иначе, это-так и останется маминым желанием.
Любой ребенок старается оправдать родительские ожидания. И если мы на него одеваем ярлычки – малоежка, худенький, толстый, жадина, обжора. – эти слова-посылы начинают работать как программа – сценарий, из которого очень сложно выбраться.
Идем к столу
Иногда мы зовем чадо к трапезе, нервничаем, несколько раз подогреваем еду, а оно так и не приходит. А мы с вами помним, что питание и воспитание очень дружат. В этом случае нам вновь важно вспомнить о своей устойчивости и последовательности. Помните, в театре 3 звонка приглашают зрителей в зал? После третьего звонка в некоторых театрах могут на спектакль и не пустить. Попробуйте у вас в семействе установить такое правило… но… будьте готовы ему следовать (иногда одного раза не допуска к столу, хватает)
Мы помним, что ребенок в день слышит огромное количество слов. Которым уже иногда сопротивляется, которые вытесняет, «закрывая ушки». Есть больше шансов быть услышанными - если ребенка к столу зовет «нечеловеческий голос» –тот сигнал, о котором договорились в семействе - колокольчик, рында, будильник, трещетка и проч…
* Если подходит «питательное» время, а ребенок очень увлечен игрой. Нам важно проявить уважение к его миру. Ведь он пока умеет находиться полностью в настоящем, и он всем своим существом сейчас в игре. Представьте, он сейчас глубоко под водой или далеко на облаке – и все ваши слова слышит оооочень отдаленнноооооо. И реакция его будет ооооооченннннь замедленнооооой. Предупредите ребенка заранее,о том, через 5 минут – будет готов обед. Мягко прикоснитесь к нему (возможно, к месту поддержки между лопатками), чтобы он потихоньку возвращался в реальность. Убедитесь, что он вас услышал. Через пять минут, будем надеяться, дите будет готово к трапезе. (иногда важно спросить – сколько тебе нужно времени, чтобы закончить игру. Я могу тебе дать 5-7 минут)
Во время кризиса трех лет. В период строптивости и упрямства. Когда ребенок сказал НЕТ! НЕ ХОЧУ! НЕ БУДУ! Помним, что, даже если он уже давно кушать хочет, но сказал маме-папе-няне-бабушке – «нет»- он будет держаться до последнего. «пацан сказал – пацан сделал». И не потому, что плохой, и не потому, что его плохо воспитывают, и не потому, что не любит. Просто так вызревает его взрослеющее Я . какой у нас есть взрослый секрет: Слово «НЕТ» он сказал маме, а не кукле, машинке и проч. Если ребенка позовет кушать – фея, курочка ряба, кукла – ей-то ребенок ничего не говорил. «Я» и самооценка не пострадает. И на зов игрушки ребенок может пойти к столу :-).
Ребенок ест долго.
Иногда причина необычна, но совсем проста – Если ребенок не достает до пола ножками- он не может сконцентрироваться на одной задаче и постоянно отвлекается. Поставьте под ножки детки табуретку. Чем заземленнее и устойчивее ногам, тем больше концентрации на действии.
Иногда для ребенка это единственная возможность побыть целиком с мамой-папой. Возможно, ребенок затягивает время еды, добиваясь вашего «отдельного» от других членов семейства, внимания. Запланируйте перед едой игру, прогулку, что-то чтобы ребенку дало понять – я с тобой. И понаблюдайте. (хотя нужно помнить, чтобы привычка=стереотип поведения) изменился - нужно около 30 раз другой реакции и другого поведения (не в один прием пищи, конечно) :-)
МАНИПУЛЯЦИИ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
Когда мы начинаем трансформацию манипуляций – нам необходимо сделать большой вдох из последовательности, спокойствия и бесстрастия. :-) (можно из пузырька вдохнуть-выдохнуть левой ноздрей, закрыв правую, настойку валерианы)
Иногда у ребенка сформирован сценарий – мама меня, как следует, уговорит, потом пожурит, а потом сама покормит. включаем спокойствие, изобретательность и… меняем сценарий (игры во время еды в самом конце главы)
Изо всех сил стараемся НЕ КОРМИТЬ ДЕТЕЙ, которые умеют и уже по возрасту должны были бы есть сами. Иногда мы, торопясь, экономим время - таким способом пытаемся ускорить само действо, иногда заботимся о своих силах и чистоте стола, кухни, одежды… но – кормя уже практически самостоятельных деток мы закрепляем у них внутри роль – «ты маленький. И маленьким быть выгодно». Тормозим развитие моторики. И не даем сформироваться нужным межполушарным связям – т.е. мешаем гармоничному развитию мозга.
При манипуляции – «хочу-не хочу. Буду - это, нет, не это.»
Применяем еще один секретный ход – «Выбор без выбора» – ты будешь яйцо или овсянку? Ты будешь кашу с маслом или с сыром (при этом у нас легко доступно и готово все предлогаемое)
Оговариваем заранее меню.
Стараемся быть последовательными. Если уже произнесли – есть только «это». То держимся из всех родительских сил.
Светлана Ройз, детский-семейный психолог
ПРАКТИЧЕСКОЕ АППЕТИТНОЕ РЕБЕНКОВЕДЕНИЕ
Памятка - инструкция по восПИТАНИЮ детенка
Почему многих родителей волнует тема питания? Потому что еда – это одна из наших базовых потребностей. Потому что когда-то, когда наш ребенок был совсем карапузом, от того, как он ел, как прибавлял в весе - зависел вердикт докторов – здоров-не здоров. Потому что наше подсознание знает – что отношение к еде – это отношение к жизни. Потому что…. в нашем родительском детстве у наших мам-пап и бабушек-дедушек, возможно, переживших голодные времена, с едой было связанно много тревог – и тема еды была ОЧЕНЬ важна. Намного важнее, чем иногда, забота о наших чувствах. И, конечно, же потому что все мы хотим для своих разновозрастных деток самого лучшего :-)
[spoiler=]Когда-то давно на консультацию пришла мама с сыном со странным запросом: «загипнотизируйте его – он не есть мясо». Я, на удивление семейства, попросила сына показать мне свои зубы. И одновременно попросила маму, чтобы она провела языком по зубам своей верхней челюсти. Спросила ее:
– у вас есть клыки?
Она сказала – да, конечно. Еще какие.
- а как вы думаете, у вашего сына есть?
- ну а как же?
Мальчик обнажил верхние зубы – а клыков-то и нет. Абсолютно ровные зубки.
- как вы думаете, а зачем человеку клыки? Для того, чтобы рвать мясо. Видите, вегетарианство обусловлено у вашего сына природой. И если мы будем заставлять его есть мясо – мы будем идти против его природы.
Итак, у каждого из нас свои, иногда странные, физиологические настройки. Которые важно учитывать. И принимать.
Современное поколение деток, для которых придумано множество разных ненаучных, но очень красивых названий – обладают удивительной природной чувствительностью. В том числе и к продуктам, которые для них полезны и важны. И к количеству, и к режиму еды. Если мы не сбили эти изначальные настройки (редко они остаются в неприкосновенности до 7 лет), малыш чувствует что, как, когда и сколько ему есть. В моей практике была встреча с ребенком, который вдруг перестал кушать – только пил воду. Родители паниковали. Педиатры осматривали и с удивлением говорили – все в норме. Ребенок был бодр, активен, развивался, как положено малышу его возраста. Но не ел. Оказалось, что это было время Поста. (родители не придерживались традиций и вообще забыли о том, что тогда было «постное» существование). Ребенок выдержал свою часть Поста и очень мягко, как по книгам, вышел из голода.
Мы учимся доверять чувствительности ребенка, при этом внимательно наблюдая и контролируя его самочувствие вместе с докторами
Мы помним, что существуют природные ритмы. Понаблюдайте – во время фазы убывающей луны ребенок будет кушать меньше, во время фазы растущей луны – намного больше.
Я часто на семинарах рассказываю историю о том, как пыталась приучить своего сына к яблокам. :-) я же грамотная мама – я же знаю, что ребенка правильнее кормить продуктами, которые растут в наших широтах. И когда ребенок чего-то не ест, я же знаю, как можно привлечь его внимание к чему-то. :-) Например, мотивируя сынишку есть яблоки, я и кораблики делала, и шашлыки яблочные готовила, и фигурки разные вырезала – пока не оказалось, что у него аллергия на яблоки и вообще он их не переваривает :-)
Иногда ребенок не ест тех продуктов, которые не в состоянии переварить. Детки с ферментопатией поджелудочной железы могут отказываться от овощей и фруктов. Они просто не переваривают растительную клетчатку.
Детки с дисбалансом той же поджелудочной железы и желчного пузыря – могут не есть в любом виде укропа или различн специй. Что удивляет и иногда злит родителей.
Дети с гипер-обонятельной чувствительностью могут определять продукты – носом – и отказываться от продуктов, которые для нас-взрослых совершенно адекватно пахнут, со словами – «воняет. Не буду». Поверьте, это не каприз. Обонятельная сверхчувствительность – это один из признаков ярко-проявленных интуитивных способностей. Когда-то в наше древнее еще животное прошлое, обонятельный анализатор у нас появился первым – и служил для нашей животной безопасности. и многие до сих пор так активно им и пользуются . (сверх-обонятельная чувствительность тоже, кстати, говорит о такой же чувствительности поджелужочной железы)
Если наш ребенок есть только макароны, сладости и всевозможные булки и плюшки – т.е. быстрые углеводы – все при том же - при дисбалансе поджелудочной железы. (много пишу именно о поджелудочной железе – современное поколение детей иногда так и называют поколение «поджелудочной железы» из-за все учащающихся сложностей с ней.) Такой ребенок может быть суетлив и тревожен. Часто ему ставят модный диагноз СДВГ. Ему часто не хватает заземления-устойчивости. Часто может упираться стопами в родителей или забрасывать на них ноги, когда укладывается спать, может драться и топать ножками. С таким ребенком:
1. укрепляем поджелудочную железу с педиатрами-гастроэнтерологами, гомеопатами, нутрициологами.
2. делаем все, что поможет ему быть в большем контакте с телом – любая физ-нагрузка-разгрузка. Ему хорошо прыгать на батуте (там упор на ножки). Танцевать, бегать и проч.
3. Занимаемся лепкой из глины-теста, рисованием на песке, делаем мешочек-подушку-куклу, набивая ее гречкой (на такой подушке полезно спать, ее можно обнимать, мять и проч :-)) .
4. Помним, кстати, что лечение СДВГ сопровождает диета с низким содержанием глюкозы. Заменяем химические сладости на растительные.
5. мы помним, что при гильминтозе (глистах) проявляются изменения пищевого поведения. Т.е. ребенок то кушает и кушает много, то жалуется на тошноту и вообще перестает есть.
+ ну и мы, конечно, помним, что то, что полезно и вкусно для нас, может быть не так полезно и так вкусно для ребенка.
Когда мой сын стал активно затягивать меня в Макдональдс и проч не оч планируемые мной места, я ему рассказала о древней теории еды.
О том, что еда бывает РЕЗОНИРУЮЩЕЙ и ЗОВУЩЕЙ. Зовущая еда - это та еда, которая манит нас из рекламы, которая привлекает нас только тогда, когда мы с ней в контакте – она нас зовет – ароматом, картинкой, видом у кого-то на тарелке, статусностью цены, красотой названия и проч. А резонирующая – это та еда, которую мы можем в этот момент и не видеть, она может быть совсем непривлекательна, она может быть совсем проста и однообразна. Но она в резонансе с нашим телом и она почему-то возникает перед глазами, если мы себе зададим вопрос – ЧТО СЕЙЧАС ДЛЯ МОЕГО ТЕЛА ПОЛЕЗНО?
Когда мы ребенку даем «взрослую» информацию о том, из чего состоит наше тело, о том, что ему нужны белки-жиры-углеводы, о том, что то- что, мы едим и как мы едим – превращается в то, как мы живем, о том, что есть резонирующая еда и зовущая еда – он учится брать ответственность за свой выбор. Это может сработать не сразу. Но отложится обязательно…. После этого разговора сын мне сказал… «да, я все понимаю… но сейчас так хочется чего-то «зовущего» :-) и мы договорились, что в макдональдс ходим раз в несколько месяцев. Время от времени я задаю ему вопрос – а что это съедобное сейчас у тебя в руках – зовущее или резонирующее?
Конечно, выбирая «правильные» продукты, мы не забываем о радости. И иногда так полезно и радостно съесть такую неполезную сладкую вату из нашего с вами детства :-)
НАШЕ ВЗРОСЛОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ
Для многих из нас еда напрямую связанна с проявлением любви. Такой себе – язык любви через кулинарную заботу. И когда наши близкие не кушают наши кулинарные творения, наше подсознание ошибочно интерпретирует – «он не ест, то, что я приготовила, значит меня не любит. Но я же так старалась. Если любит, то должен»… что будет чувствовать ребенок (муж, жена, внук), если внутри нас все это бродит? – вину. И из чувства вины он будет либо сопротивляться… либо кушать – но совсем не то, не когда и не столько -сколько ему сейчас нужно. Давайте будем стараться разделять еду, и то, что с ней связанно, и нашу человеческую нужность и самооценку.
Есть такой волшебный гормон окситоцин – гормон привязанности, нежности, отношений… успокоения и обезболивания, кстати. Так вот ученые выяснили, что он активно вырабатывается во время семейных трапез. Чем чаще вся семья собирается вместе за столом – тем крепче отношения, тем больше близости, тем больше ощущения безопасности, тем лучше кушают детки.
Еда – это базовая потребность любого здорового организма. Если человечек или взрослый человек чувствует себя в безопасности и здоров – он будет кушать.
Помним - Ребенок ест только там, где ему безопасно. И это, кстати, один из признаков адаптации к садику – если малыш начинает кушать и ходить в туалет в садике, даже если он нам говорит – «я туда не пойду» – и наше родительское сердце готово прекратить эксперимент с социализацией - адаптация уже свершилась :-)
Если ребенок не кушает – ищем причину в первую очередь либо в стрессе, либо в нездоровье.
После стресса ребенок либо набросится на еду, либо какое-то время есть не сможет. Важно: Помыть ручки-снять напряжение; положить на солнечное сплетение вашу теплую руку или бутылку с теплой водой; представить вместе с ребенком в солнечном сплетении - солнышко – теплое – желтое. Дать немного попить воды. (через 20 минут можно будет кушать)
Помните, мы уже говорили о чувствительности детей? Они безошибочно чувствуют все наши «эмоциональные кнопки». И нажимают на них регулярно. Задача – держать кнопку под осознанным контролем. КОМУ НУЖНО ЧТОБЫ РЕБЕНОК ПОЕЛ? Если это потребность и желание мамы, а не ребенка, то малыш маленький (после 9 мес) или Малыш взрослый – до ….лет начнет манипулировать темой еды. И спровоцирует маму на перекусы между приемами пищи, на то, чтобы купить те продукты, которые мама и не собиралась покупать, на то, чтобы во время еды поиграть наконец папиным телефоном, посмотреть побольше мультиков (пока мама быстро подносит ложки к маленькому рту), или собрать всю семью у стола для собственного увеселения….
Итак – если ребенок чувствует, что маму очень волнует тема еды – он обязательно будет с этим что-то делать. Стараемся всеми силами на протяжении недели выпустить из фокуса внимания «эту» тему. Или снизить ее важность. РЕБЕНОК САМ ДОЛЖЕН ЗАХОТЕТЬ КУШАТЬ. Иначе, это-так и останется маминым желанием.
Любой ребенок старается оправдать родительские ожидания. И если мы на него одеваем ярлычки – малоежка, худенький, толстый, жадина, обжора. – эти слова-посылы начинают работать как программа – сценарий, из которого очень сложно выбраться.
Идем к столу
Иногда мы зовем чадо к трапезе, нервничаем, несколько раз подогреваем еду, а оно так и не приходит. А мы с вами помним, что питание и воспитание очень дружат. В этом случае нам вновь важно вспомнить о своей устойчивости и последовательности. Помните, в театре 3 звонка приглашают зрителей в зал? После третьего звонка в некоторых театрах могут на спектакль и не пустить. Попробуйте у вас в семействе установить такое правило… но… будьте готовы ему следовать (иногда одного раза не допуска к столу, хватает)
Мы помним, что ребенок в день слышит огромное количество слов. Которым уже иногда сопротивляется, которые вытесняет, «закрывая ушки». Есть больше шансов быть услышанными - если ребенка к столу зовет «нечеловеческий голос» –тот сигнал, о котором договорились в семействе - колокольчик, рында, будильник, трещетка и проч…
* Если подходит «питательное» время, а ребенок очень увлечен игрой. Нам важно проявить уважение к его миру. Ведь он пока умеет находиться полностью в настоящем, и он всем своим существом сейчас в игре. Представьте, он сейчас глубоко под водой или далеко на облаке – и все ваши слова слышит оооочень отдаленнноооооо. И реакция его будет ооооооченннннь замедленнооооой. Предупредите ребенка заранее,о том, через 5 минут – будет готов обед. Мягко прикоснитесь к нему (возможно, к месту поддержки между лопатками), чтобы он потихоньку возвращался в реальность. Убедитесь, что он вас услышал. Через пять минут, будем надеяться, дите будет готово к трапезе. (иногда важно спросить – сколько тебе нужно времени, чтобы закончить игру. Я могу тебе дать 5-7 минут)
Во время кризиса трех лет. В период строптивости и упрямства. Когда ребенок сказал НЕТ! НЕ ХОЧУ! НЕ БУДУ! Помним, что, даже если он уже давно кушать хочет, но сказал маме-папе-няне-бабушке – «нет»- он будет держаться до последнего. «пацан сказал – пацан сделал». И не потому, что плохой, и не потому, что его плохо воспитывают, и не потому, что не любит. Просто так вызревает его взрослеющее Я . какой у нас есть взрослый секрет: Слово «НЕТ» он сказал маме, а не кукле, машинке и проч. Если ребенка позовет кушать – фея, курочка ряба, кукла – ей-то ребенок ничего не говорил. «Я» и самооценка не пострадает. И на зов игрушки ребенок может пойти к столу :-).
Ребенок ест долго.
Иногда причина необычна, но совсем проста – Если ребенок не достает до пола ножками- он не может сконцентрироваться на одной задаче и постоянно отвлекается. Поставьте под ножки детки табуретку. Чем заземленнее и устойчивее ногам, тем больше концентрации на действии.
Иногда для ребенка это единственная возможность побыть целиком с мамой-папой. Возможно, ребенок затягивает время еды, добиваясь вашего «отдельного» от других членов семейства, внимания. Запланируйте перед едой игру, прогулку, что-то чтобы ребенку дало понять – я с тобой. И понаблюдайте. (хотя нужно помнить, чтобы привычка=стереотип поведения) изменился - нужно около 30 раз другой реакции и другого поведения (не в один прием пищи, конечно) :-)
МАНИПУЛЯЦИИ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
Когда мы начинаем трансформацию манипуляций – нам необходимо сделать большой вдох из последовательности, спокойствия и бесстрастия. :-) (можно из пузырька вдохнуть-выдохнуть левой ноздрей, закрыв правую, настойку валерианы)
Иногда у ребенка сформирован сценарий – мама меня, как следует, уговорит, потом пожурит, а потом сама покормит. включаем спокойствие, изобретательность и… меняем сценарий (игры во время еды в самом конце главы)
Изо всех сил стараемся НЕ КОРМИТЬ ДЕТЕЙ, которые умеют и уже по возрасту должны были бы есть сами. Иногда мы, торопясь, экономим время - таким способом пытаемся ускорить само действо, иногда заботимся о своих силах и чистоте стола, кухни, одежды… но – кормя уже практически самостоятельных деток мы закрепляем у них внутри роль – «ты маленький. И маленьким быть выгодно». Тормозим развитие моторики. И не даем сформироваться нужным межполушарным связям – т.е. мешаем гармоничному развитию мозга.
При манипуляции – «хочу-не хочу. Буду - это, нет, не это.»
Применяем еще один секретный ход – «Выбор без выбора» – ты будешь яйцо или овсянку? Ты будешь кашу с маслом или с сыром (при этом у нас легко доступно и готово все предлогаемое)
Оговариваем заранее меню.
Стараемся быть последовательными. Если уже произнесли – есть только «это». То держимся из всех родительских сил.
Светлана Ройз, детский-семейный психолог[/spoiler]