Я хочу написать об особенных детях. Нет, не особенных. Их мамы не очень любят это слово. Просто о детях, но с особенностями развития. И даже не о детях, а о их мамах. Не о подвигах, на которые они способны, не о сложностях, связанных с медициной, – навряд ли в этом мы можем помочь. Я хочу написать о чувствах. О мамских чувствах, на которые мы способны влиять.
Много лет назад в кафе племянница (ей было 4 года) увидела мальчика с ДЦП. “Наташа, я не хочу на него смотреть, но я не могу оторваться и смотрю”, – сказала она. Скорее всего, это был простой детский интерес. Больше мы с ней таких детей не встречали, и вот в тот единственный момент, когда я должна была вложить в её голову полезную информацию на живом примере, я только смогла выдавить: “Да, я понимаю, но лучше не смотри”.
Совершенно понятно, что общество таких детей принимает с трудом. И даже несмотря на активную пропаганду толерантности по национальным каналам, уровень знания по этому вопросу остаётся минимальным. Может быть, не будут больше показывать на улице пальцем, но очень редко родители смогут найти слова, чтобы объяснить ребёнку всю суть проблемы.
Это касается и меня. Конечно, талмуды книг по психологии, подписки на страницы частных волонтеров и организаций, а так же медицинское образование моих родителей сделали своё дело. Я много знаю и понимаю, помогаю денежными переводами, делюсь новостями о несправедливых поступках по отношению к таким детям, но “диванная позиция” не дала мне реальных знаний. Спроси меня дочь, как надо себя вести с таким ребёнком, например, на детской площадке, я не найду, что ответить.
Наши дети нас копируют, и, столкнувшись с ребёнком с особенностями развития, повторяют то, что говорили мы. Непосредственно им, или мужу на кухне, или в телефонном разговоре с подругой. Говорили, не думая о правильности формулировок. Ведь мы же дома, одни, никаких “больных” детей рядом нет. Только потом наши дети приходят на площадку и повторяют то, что мы “ляпнули” без задней мысли. И делают это в присутствии “особенных” детей и их родителей. Мы не были тактичными в наших разговорах, дети не будут тактичными тем более. “У них мальчик больной. Да ещё и агрессивный. Вот беда-то”.
– Он у вас больной?
– Ты не умеешь разговаривать, я не буду с тобой играть.
– Ты говорить не можешь,ты дурак?
– Ты рычишь, ты медведь?
– Почему она не говорит?
– А я от него заражусь?
– Ты ничего не понимаешь. С тобой неинтересно.
– Не подходи, ты не красивая.
– Да она у вас вообще ничего не умеет.
– Она такая странная, я её боюсь.
Эти фразы я взяла из писем, которые присылали мамы. Все они попадают прямо в мамино сердце, и мама, может быть, и собралась бы с силами, чтобы обьяснить чужому ребёнку всю суть вопроса, но на всех слов не наберешься, да и рядом стоят его родители, которые зачастую молчат и не комментируют происходящее. А иногда добавляют: “Отойди от него. Не видишь, он больной!”
Самое жуткое, что их дети очень часто эти слова прекрасно понимают. Занявшись темой особенностей развития плотнее, я открыла для себя массу фактов. Например, ДЦП, в принципе, не влияет на умственную деятельность человека. Вы это знали? Я нет. А у меня мама и папа – врачи!
Все все родители просто обязаны прочитать информацию на сайте “Это не ответ”. Ребёнок, конечно, такой объем информации не запомнит, но у нас, родителей, будут ответы на большинство вопросов. Сайт не универсален, затрагивает только ДЦП, аутизм и синдром Дауна и рассказывает про каждый по раздельности, но нам, взрослым, даёт понимание, какие мифы сидят в нашей голове.
“Что нужно вам и вашим детям?” – спросила я мам особенных детей. Все их ответы сводились к одному: нам нужны такт и понимание.
Перестаньте учить нас и наших детей. Если ребёнок бьется в истерике на детской площадке или застрял на горке и читает стихи, это не значит, что он не воспитан. Он может иметь особенности в развитии, которые будут внешне абсолютно не заметными.
Перестаньте называть их больными, инвалидами. Многие мамы не признают даже слово “особенный”. Они считают своего ребёнка таким же, как и другие дети. “Он не другой, он такой же, как все. Но с особенностями развития”.
Поймите сами и объясните детям: это не заразно. Эти дети не опасны. Да, тактичность в общении не помешает. Например, по отношению к детям с аутизмом. Они могут быть не терпимы, могут не переносить настойчивость в вопросах или просьбах. Но глобально никакой опасности это общение для вашего ребёнка не представляет.
Перестаньте говорить о наших детях в третьем лице в их присутствии. Они зачастую все прекрасно понимают.
Перестаньте жалеть и причитать. “Я бы хотела, чтобы моего ребёнка воспринимали как личность, как равного”, – писала мне одна из мам. Мамы учат своих детей самостоятельности, терпению, настойчивости, силе характера. Это то, что им будет необходимо в реальном мире. Им не нужна жалость.
Не задавайте лишних вопросов. Вам, может быть, очень интересно, почему он не ходит, не говорит или кричит без причины. Но это лишь ваше любопытство, даже если она выражено в мягких словах. Мама может слышать этот вопрос уже 20й раз за день, 15 из которых были заданы в присутствии ребёнка.
Принимайте. Это же учит ваших детей принятию. Мамы пишут, что от них с детьми отсаживаются в метро, уводят детей с площадки. Чему мы в такой ситуации учим своих детей.
Объясняйте своим детям, что все люди разные. И не потому что кому-то повезло со здоровьем больше или меньше, – это демонстрирует лишь чувство собственного превосходства и снисходительность к особенному ребёнку. Просто люди разные, и все тут.
Учите детей помогать. Помощь иногда очень нужна. Но не навязчивая. Пусть ребенок спросит: тебе помочь?
Учите ваших детей дружить. “Как вести себя с вашими детьми? Обращаться к ним или оставить в покое?” – мне до сих пор стыдно за вопрос, который я задала мамам. Конечно, их дети хотят дружить. Может быть, не все и не так полномасштабно, но они дети, и им нужно общение. “Многого не надо, просто улыбнуться и пообщаться, как с обыкновенными людьми. Без лишних вопросов и советов”, – написала мне одна из мам.
джерело
Прихований текст. Щоб його побачити, Вам необхідно зареєструватися!